Часто задаваемые вопросы

В соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами все компетенции, отраженные в образовательной программе, должны включаться в набор требуемых результатов освоения программы специалитета. Однако ни одним нормативным актом не определено, в рамках какой аттестации они должны быть проверены. Исходя из того, что пунктом 39 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301, предусмотрено, что промежуточная аттестация является оцениванием не только промежуточных, но и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик, прошу разъяснить, обязано ли образовательное учреждение в рамках итоговой государственной аттестации проверять освоение всех компетенций, определенных основной образовательной программой.

Государственная итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта (пункт 2 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636 (далее – Порядок проведения ГИА).

В ходе государственной итоговой аттестации образовательная организация в соответствии с действующими нормативными правовыми актами оценивает результаты освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, включенные в образовательную программу.

При этом согласно пунктам 10-12 Порядка проведения ГИА государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы (далее – ВКР). При этом государственный экзамен проводится по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. ВКР представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Исходя из изложенных норм, в ходе государственной итоговой аттестации выпускников основной задачей образовательной организации является оценка сформированности у них компетенций, имеющих определяющее значение для будущей профессиональной деятельности. В то же время, сформированность иных компетенций также может быть оценена при проведении государственных аттестационных испытаний по усмотрению образовательной организации высшего образования.

Также следует отметить, что в настоящее время действует Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301, из которого исключены нормы, регламентирующие содержание фондов оценочных средств промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации.

Таким образом, образовательная организация самостоятельно определяет необходимый для оценивания при проведении ГИА круг компетенций обучающегося. В то же время, круг проверяемых компетенций должен определяться потребностями будущей профессиональной деятельности.

Организация получения образования, промежуточные и итоговые аттестации

Ответ опубликован 25.10.2018