Законодательство и правоприменение


Организация получения образования, промежуточные и итоговые аттестации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Методические рекомендации по обеспечению интеграции основных и дополнительных профессиональных образовательных программ разработаны в рамках реализации проекта: «Разработка концепции многофункциональных колледжей, в том числе межрегиональных, с учетом мнения экспертного сообщества и опыта субъектов Российской Федерации» для обеспечения эффективности работы профессиональных образовательных организаций, позиционирующих себя в качестве многофункциональных колледжей.

Данные методические рекомендации предназначены для работников профессиональных образовательных организаций с целью методического сопровождения создания и организации деятельности многофункциональных колледжей. Рекомендации содержат основные подходы к обеспечению интеграции основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и выстраивание на их основе индивидуальных учебных планов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие положения

2. Нормативные основания

3. Термины и определения

4. Основные этапы интеграции основных и дополнительных образовательных программ

5. Подготовительный этап

6. Содержательный этап

7. Формирование индивидуального учебного плана

8. Особенности реализации программ

9. Ожидаемые эффекты

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одним из приоритетов развития системы среднего профессионального образования становится повышение эффективности функционирования профессиональных образовательных организаций. Важную роль играет обеспечение рынка труда региона квалифицированными кадрами необходимой квалификации, подготовка кадров на уровне, соответствующем международным требованиям, а также предоставление доступных образовательных услуг широкого спектра.

Многофункциональный колледж – это колледж, реализующий широкий спектр программ для различных категорий обучающихся. Среди реализуемых программ значительное место занимают программы дополнительного профессионального образования.

Реализация программ дополнительного профессионального образования осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499.

Особенностью программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) является то, что это могут быть программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации с суммарным объемом учебной нагрузки не менее 250 и 16 часов соответственно.

Обучающимися по программам ДПО могут быть лица, имеющие среднее профессиональное образование, а также лица, получающие среднее профессиональное образование.

Обучение ведется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Содержание ДПО определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется ДПО.

При этом содержание должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или федеральными государственными образовательными стандартами, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. 

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Таким образом, одновременно с освоением программы среднего профессионального образования (далее – СПО), на основе договора с обучающимся, может реализовываться программа дополнительного профессионального образования, при этом срок освоения программы ДПО может быть сокращен на основе зачета результатов освоенных ранее программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в рамках программы СПО. Это обстоятельство указывает на возможность интеграции программ СПО и ДПО.

Такая интеграция целесообразна в случае возникновения необходимости оперативного расширения поля профессиональной деятельности по специальности СПО. При расширении поля деятельности по профессии рабочего (должности служащего) рекомендуется применять программы профессионального обучения, так как в рамках получения профессий СПО осваиваются квалификации по профессиям рабочих.

При этом выбор программ наименования и целей освоения программы ДПО должен опираться на запросы рынка труда или на запросы абитуриента.

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения, взаимообогащения и образования взаимосвязей.

Выделяются внешние и внутренние факторы интеграции, которые можно классифицировать по следующим группам: политические, социальные, экономические, ресурсные, юридические, педагогические, кадровые, территориальные. Среди внешних факторов интеграции выделяют: социальный заказ; государственную политику в области образования (ориентация российского образования на инновационное развитие); влияние общероссийских и международных процессов интеграции в образовании. Среди внутренних факторов интеграции: общность цели профессиональных образовательных организаций; стремление образовательных у организаций к оптимизации своих ресурсов, накоплению интегративного потенциала, координации деятельности для совместного использования ресурсов, создание единого информационного образовательного пространства территориальной образовательной системы.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по обеспечению интеграции основных и дополнительных профессиональных образовательных программ» (далее – Методические рекомендации) предназначены для профессиональных образовательных организаций, реализующих целевую модель многофункционального колледжа, ориентированного на формирование траекторий непрерывного профессионального образования, предусматривающего раннюю профилизацию, учет образовательных потребностей и сокращение сроков освоения программ путем перезачета освоенных ранее дидактических единиц и пройденных практик.

Методические рекомендации адресованы управленческим кадрам и методистам профессиональных образовательных организаций при формировании интегрированных образовательных траекторий и разработке эффективных индивидуальных учебных планов, обеспечивающих сопряжение программ СПО и дополнительных профессиональных программ.

2. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Нормативным и методическим основанием для разработки данных рекомендаций являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

  • Постановление Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по профессиям и специальностям;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов».

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Многофункциональный колледж не является отдельным типом образовательной организации, это не правовой статус профессиональной образовательной организации, влекущий за собой целый набор формальных признаков, имеющих правовые последствия.

Многофункциональный колледж – это набор характеристик, позволяющий выделить из всего массива профессиональных образовательных организаций группу, отвечающую определенным признакам. Совокупность данных характеристик может рассматриваться как целевая модель стратегического развития для других профессиональных образовательных организаций.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Эффективный индивидуальный учебный план – индивидуальный учебный план, направленный не только на учет особенностей и образовательных потребностей обучающегося, но и обеспечивающих эффективность образовательного процесса в колледже, в том числе: внедрение электронного обучения, дистанционных технологий, ведение проектной деятельности, передачу части программы на самостоятельное изучение, сокращение сроков освоения программ и достижение дополнительных результатов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации или переподготовки, реализуемая в рамках дополнительного профессионального образования.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Для формирования интегрированной программы, обеспечивающей одновременное освоение и программы СПО и программы ДПО, необходимо предусмотреть несколько этапов, обеспечивающих оценку целесообразности внедрения такой программы и учитывающих в содержании программы элементы в соответствии с профессиональными стандартами и международными требованиями, востребованными на региональном рынке труда.

Основными этапами интеграции являются:

  1. Подготовительный этап. Этап направлен на выявление заказа на дополнительные виды деятельности и компетенции для студентов выпускных курсов по реализуемым программам СПО, определение целесообразности интеграции программ ДПО и программы СПО. Также на данном этапе осуществляется подбор необходимых документов для формирования интегрированной программы.

  2. Аналитический этап. Предполагает проведение сравнительного анализа требований ФГОС СПО и других документов, содержащих дополнительные требования в рамках профиля программы (профессиональных стандартов, квалификационных требований, компетенций Ворлдскиллс и др.).

  3. Содержательный этап. Включает работу по формированию содержания программы ДПО на основе зачета освоенных в рамках программы СПО элементов и оформление графика освоения программы.

  4. Организационный этап. Включает реализацию программы ДПО и оформление локальных нормативных актов.

Интегрированная программа позволит расширить спектр осваиваемых компетенций (видов деятельности/квалификаций) и обеспечить оптимальные учебные нагрузки для их освоения. Рассмотрим выделенные этапы интеграции более подробно.

5. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

При организации образовательного процесса по программам СПО необходимо регулярно запрашивать работодателей, для который ведется подготовка кадров, о направлениях изменений требований к работникам конкретных предприятий. Это позволит своевременно отреагировать на установку нового оборудования или применение новых технологий и т.д.

При возникновении запроса от работодателей на введение в программу СПО нового вида деятельности, новых компетенций, или освоения родственной программы СПО требуется рассмотрение для выпускного курса возможности одновременного освоения и программы СПО и программы ДПО. При этом если для абитуриентов, поступающих на обучение, можно разработать программу СПО, учитывающую все запросы работодателя за счет вариативной части, то для выпускного курса оптимальным является освоение программы ДПО параллельно с программой СПО.

При этом еще одним вызовом для реализации интегрированной программы ДПО является изменение задания демонстрационного экзамена по компетенции выбранной для проведения государственной итоговой аттестации в рамках программы СПО.

Если в первом случае инициатором изменения содержания выступает работодатель, то во втором случае инициатором становится сама образовательная организация.

Третьим вызовом введения такой программы может послужить выход нового профессионального стандарта, расширяющего поле профессиональной деятельности и требующего освоения дополнительной трудовой функции или вида деятельности. В этом случае инициатором является отраслевой рынок труда.

Для перехода к аналитическому этапу необходимо определить какие требования лягут в основу интегрированной программы. Для каждого вызова это будет свой документ для сравнения:

  1.  ФГОС СПО, по которому реализуется программа. Он берется для анализа во всех случаях;

  2. основная образовательная программа по ФГОС СПО. Также анализируется во всех случаях;

  3. запросы конкретного работодателя к выпускникам, выраженные в должностных обязанностях или в результатах функционального анализа. (для первого вызова, указанного выше);

  4. ФГОС СПО, на который будет ориентироваться программа ДПО, содержащий требования конкретного работодателя;

  5. комплект оценочной документации по соответствующей компетенции Ворлдскиллс (для второго вызова, указанного выше);

  6. профессиональный стандарт (для третьего вызова, указанного выше).

Алгоритм определения современного содержания программы ДПО, учитывающей требования профессиональных стандартов, требований компетенций Ворлдскилс и интегрированной в процесс освоения основной профессиональной программы состоит из ряда обязательных шагов, распределенных по этапам интеграции.

Аналитический этап

Аналитический этап включает проведение сравнительного анализа документов, определяющих требования к результатам освоения программ. Основными требования являются ФГОС СПО. Это и ФГОС, по которому обучается студент образовательной организации, и ФГОС, на основе которого будет выстраиваться программа ДПО, направленная на расширение поля профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

- основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч.7 ст.12);

- содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч.9 ст.76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч.10 ст.76).

Форму итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе образовательная организация выбирает самостоятельно.

В условиях реализации федерального проекта «Образование», в котором одним из показателей успешности функционирования системы СПО выбрано количество обучающихся, сдавших демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации. Многие образовательные организации в качестве итоговой аттестации в случае наличия соответствующей компетенции Ворлдскиллс выбирают демонстрационный экзамен.

При условии интеграции программ СПО и ДПО возможно организовать подготовку к демонстрационному экзамену в рамках осваиваемой программ ДПО.

Таким образом при формировании программы ДПО возникает необходимость учета и требований профессиональных стандартов, и требований к знаниям и умениям по компетенции Ворлдскиллс в рамках контрольно-оценочной документации по компетенции Ворлдскиллс.

Учет требований профессиональных стандартов осуществляется с учетом Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн). Встраивание в структуру программы ДПО требований профессиональных стандартов, позволяет выстроить содержание, соответствующее требованиям работодателей отрасли.

Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Соответственно, их использование является обязательным условием разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности.

Включение требования по компетенциям Ворлдскиллс – это выбор образовательной организации в качестве формы государственной итоговой аттестации определил демонстрационного экзамена в формате Ворлдскиллс.

Именно поэтому при разработке программ ДПО необходимо применять комплексный подход и учитывать и требования профессионального стандарта и требования компетенций Ворлдскиллс.

Алгоритм разработки программ может быть выражен следующими шагами

Шаг 1 Подготовительный: Формирование рабочей группы

Для формирования рабочей группы определяется тип разрабатываемой программы, определяется ее наименование и осваиваемая или развиваемая квалификация, определяется профессиональный стандарт (в случае наличия), описывающий данную квалификацию и определяется (в случае наличия) компетенция Ворлдскилс, соответствующая данной программе.

При поиске соответствующего программе ДПО профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования может соответствовать:

- один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;

- часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

- несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций.

В то же время, при поиске компетенций Ворлдскиллс, соответствующей программе ДПО, необходимо учесть, что и по компетенциям одному ФГОС СПО по профессии специальности может соответствовать:

- одна компетенция Ворлдскиллс, которая охватывает всю или большую часть основных видов профессиональной деятельности по ФГОС;

- одна компетенция Ворлдскиллс, которая охватывает один или часть основного вида профессиональной деятельности по ФГОС;

- часть компетенции (например, один из модулей заданий) отражает один из основных видов деятельности по ФГОС, а остальные части выходят за рамки ФГОС;

- несколько компетенций Ворлдскиллс, относятся к одному ФГОС.

При выборе соответствующей ФГОС компетенции можно обратиться на сайт Союза https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/demonstraczionnyij-ekzamen-2020/demonstraczionnyij-ekzamen-2020/, на котором размещен документ «Таблица соответствия профессий и специальностей СПО компетенциям Ворлдскиллс, или обратиться в отраслевое федеральное учебно-методическое объединение.

При выборе профессионального стандарта необходимо учитывать уровень квалификации, для которого разрабатывается программа, а при выборе компетенции Ворлдскиллс выбираемое задание контрольно-оценочной документации.

По результатам выбора заполняется таблица:

Таблица 1

Наименование программы

Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)

Уровень квалификации

Наименование выбранной компетенции Ворлдскиллс (одной или нескольких)

Код оценочной документации

 

 

 

 

 

Для учета требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.

Для обеспечения учета требований компетенций Ворлдскиллс, необходимо включить представителей экспертного сообщества Союза Вордскиллс из числа экспертов, имеющих действующий аттестат эксперта Ворлдскиллс, но не ниже эксперта по демонстрационному экзамену по рассматриваемой компетенции.

Шаг 2. Сопоставление ФГОС, профессиональных стандартов и компетенций Ворлдскиллс (выполняется при разработке дополнительных профессиональных программ – программ профессиональной переподготовки)

В рамках данного шага проводится три действия:

  1. сравнение ФГОС и профессионального стандарта;

  2. сравнение ФГОС и требований по компетенции Ворлдскиллс;

  3. анализ полученных результатов и формирование сводных требований к результатам освоения программы ДПО.

В процессе сопоставления требований ФГОС СПО, на который ориентирована программа ДПО, и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания.

В профессиональных стандартах описывается деятельность. Для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия». В ФГОС приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термины «основные виды профессиональной деятельности» (виды деятельности) и «компетенция».

Согласно профессиональным стандартам, используются следующие определения используемых терминов (Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н):

- вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

- обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе;

- трудовая функция - для целей рекомендаций - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

- трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Компетенция - динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности.

В то же время, для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: что делает возможным проведение сопоставления ФГОС и профессиональных стандартов с использованием таблицы 2.

Таблица 2

Сопоставление единиц ФГОС СПО и профессиональных стандартов

ФГОС СПОФ

Профессиональный стандарт

Выводы

Виды деятельности (ВД) или основные виды деятельности (ОВД)

Обобщенные трудовые функции (ОТФ) или трудовые функции (ТФ) соответствующего уровня квалификации

 

Профессиональные компетенции по каждому ВД/ОВД

Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия

 

Практический опыт по каждому ВД /ОВД

Трудовые функции или трудовые действия

 

Умения

Умения

 

Знания

Знания

 

Для анализа из профессиональных стандартов согласно рекомендациям, нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

На основании сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:

- о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности/основного вида деятельности);

- о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;

- о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;

- о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;

- о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).

Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями. Внесенные в программу изменения, дополнения и их обоснование могут быть описаны в разделе «Общая характеристика образовательной программы» или иных документах, входящих в ее состав, - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

В ходе сравнения оценивается наличие в структуре требований ФГОС требований, указанных в профессиональном стандарте. Профессионально значимые требования должны быть включены в программу для обеспечения соответствия требованиям профессионального стандарта.

Сложность заключается в том, что даже совпадающие, по сути, формулировки требований ФГОС и профессиональных стандартов могут значительно отличаться. Именно поэтому в рабочей группе должны быть и представители работодателей, и представители образовательной организации.

Аналогичная процедура проводится по сравнению требований ФГОС и требований к выпускнику, приступающему к выполнению задания демонстрационного экзамена, указанные в контрольно-оценочной документации по компетенции.

Целью сравнительного анализа ФГОС СПО и компетенции Ворлдскиллс является выявление дополнительных требований компетенций Ворлдскиллс, которые необходимо ввести в программу ДПО для обеспечения успешного прохождения демонстрационного экзамена.

При этом трудность заключается в том, что понятийный аппарат в документах Союза Ворлдскиллс и ФГОС СПО не совпадает. Поэтому сравнение возможно на уровне практического опыта, умений и знаний. Результаты оформляются в Таблице 3.

Таблица 3

 Сравнение требований ФГОС и требований по компетенции Ворлдскиллс

ФГОС СПО

Требования компетенции Ворлдскиллс по выбранному комплекту оценочной документации

Выводы

Вид деятельности (ВД) или основные виды деятельности (ОВД)

Профессиональные компетенции

Практический опыт

Наименование раздела WSSS

 

Знания

Специалист должен знать

 

Умения

Специалист должен уметь

 

…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные требования

 

 

Элементы требований, не вошедшие во ФГОС

 

Для оформления данной таблицы можно воспользоваться входящей в состав комплекта оценочной документации Таблицей соответствия, детализировав её декомпозицией основных результатов.

Удобнее внести все требования ФГОС СПО, затем перенести в нижнюю часть все требования выбранного комплекта оценочной документации и в рамках совместной работы перенести все повторяющиеся требования к соответствующим требованиям ФГОС.

На основании сравнения можно сделать следующие выводы по формированию содержания программ учитывающих требования компетенций Ворлдскиллс:

- о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности/основного вида деятельности);

- о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС СПО;

- о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) с выделением соответствующих профессиональных компетенций;

- о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;

- о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).

Сделанные выводы рекомендуется согласовать с экспертами Ворлдскиллс и работодателями. Внесенные в программу изменения, дополнения и их обоснование могут быть описаны в разделе «Общая характеристика образовательной программы» или иных документах, входящих в ее состав, - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

В данной работе включение в состав рабочей группы и работодателей и экспертов Ворлдскиллс позволит определить, какие элементы ФГОС требуют усиления для подготовки специалиста высокого класса.

Далее проводится сравнение результатов, полученных по сравнительному анализу профессиональных стандартов и ФГОС СПО и анализу компетенций Ворлдскиллс, и формируются сводные предложения. Для анализа составляется таблица 4.

Таблица 4

 Сводные требования по изменению программ

Изменения по ПС

Изменения по компетенции Ворлдскиллс

Выводы

Решение об углубленном или ознакомительном изучении того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности/основного вида деятельности). В случае наличия указываются профессиональные модули и изменения в основательности их изучения

Решение об углубленном или ознакомительном изучении того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности/основного вида деятельности) указываются профессиональные модули и изменения в основательности их изучения

Перечисляются виды деятельности, требующие углубленного изучения и те, которые могут осваиваться ознакомительно.

Конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС СПО с указанием элемента требований к которому относится данная конкретизация (в случае наличия)

Конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС СПО с указанием элемента требований к которому относится данная конкретизация (в случае наличия)

Даются рекомендации об уточнении требований к знаниям и умениям.

Введение в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) с выделением соответствующих профессиональных компетенций в случае наличия необходимости

Введение в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) с выделением соответствующих профессиональных компетенций в случае наличия необходимости

Даются рекомендации о введении дополнительных видов деятельности

Дополнение перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение

Дополнение перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение

Даются рекомендации о сводном перечне дополнительных профессиональных компетенций, исключающем дублирование

Выделение приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).

Выделение приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).

Даются рекомендации о введении дисциплин, формирующих в рамках ФГОС необходимые общие компетенции

В колонке выводы указываются выводы по каждому критерию, подлежащему сравнению. Если какой-то из критериев отражен только по одному из документов, он остается в сводных выводах.

Если по обоим документам есть аналогичные замечания, то эксперты от союза Ворлдскиллс и от профессионального сообщества должны прийти к общей формулировке по конкретному элементу программы.

Если предложений по конкретному элементу не поступило, то он остается без изменений.

На основе сводных требований формируются требования к программе ДПО, опирающиеся на ФГОС СПО, на требования профессиональных стандартов и компетенции Ворлдскиллс.

6. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

При формировании программ повышения квалификации по ДПО нет необходимости в сравнительном анализе, приведенном выше, так как целью такой программы является развитие имеющихся компетенций или освоение новых. В этом случае результаты формируются по требованиям рынка труда и в этом случае можно провести только содержательную интеграцию.

На основе проведенного сравнительного анализа выявлены элементы, которые позволят выпускнику отвечать требования рынка труда и быть подготовленным на уровне международных стандартов. Для формирования содержания программы, интегрированной с программой СПО, необходимо исключить из содержания элементы, которые уже освоены, или осваиваются в рамках основной образовательной программы СПО для этого предусмотрены следующие шаги.

Шаг 3. Содержательная интеграция программ ДПО и СПО

При организации данного процесса при реализации программы переподготовки на первом этапе сравниваются два ФГОС СПО.

ФГОС СПО, по которому ведется подготовка в колледже, и уточненные требования ФГОС СПО, по которому определяются результаты по программе ДПО.

Целью данного этапа является выявление повторяющегося материала для его исключения из программы ДПО. Результаты оформляются в виде двух таблиц первая таблица сравнивает результаты, а вторая структуру образовательной программы.

Таблица 5

Сравнение результатов по ФГОС

Уточненные требования ФГОС СПО основа ДПО

ФГОС СПО ООП

Выводы

Виды деятельности (ВД) или основные виды деятельности (ОВД)

Виды деятельности (ВД) или основные виды деятельности (ОВД)

 

Профессиональные компетенции по каждому ВД/ОВД

Профессиональные компетенции по каждому ВД/ОВД

 

Практический опыт по каждому ВД /ОВД

Практический опыт по каждому ВД /ОВД

 

Умения

Умения

 

Знания

Знания

 

По результатам анализа определяем какие результаты уже освоены (или будут освоены в рамках основной программ) для перезачета их при допуске к итоговой аттестации.

Для анализа структуры программы ведется сравнение не только номенклатуры программ, но и объемных параметров и планируемых результатов. В случае работы по ФГОС нового образца для анализа структуры программы берется примерная основная образовательная программа. Анализ ведется в табличной форме.

Таблица 6

 Сравнение структурных компонентов программ СПО

ФГОС СПО основа ДПО (с учетом дополнений по аналитическому этапу

ФГОС СПО ООП

Выводы

Наименование структурных компонентов и результаты их освоения

Объем нагрузки ФГОС или ПООП

Наименование структурных компонентов и результаты их освоения

Объем нагрузки ФГОС или ПООП

 

Дисциплины ОГСЭ (Результаты освоения: знать и уметь)

 

Дисциплины ОГСЭ (Результаты освоения: знать и уметь)

 

 

 Дисциплины ЕН

(Результаты освоения: знать и уметь)

 

 Дисциплины ЕН

(Результаты освоения: знать и уметь)

 

 

Общепрофессиональные дисциплины (Результаты освоения: знать и уметь)

 

Общепрофессиональные дисциплины (Результаты освоения: знать и уметь)

 

 

Такой анализ позволит выявить элементы программы, требуемые к освоению в рамках программы ДПО.

На основе полученных результатов можно переходить к следующему шагу.

Шаг 4. Формирование структуры и содержания программы

В рамках формирования программы ДПО сначала формируется учебный план программы, включающей все элементы программы, в том числе и введенные для учета требований профессиональных стандартов и компетенций Ворлдскилс.

Затем в учебном плане формируется колонка, подразумевающая перезачет освоенных ранее элементов. Также формируется сокращенный учебный план по программе ДПО. После чего формируется график освоения программы и разрабатывается содержание программы.

7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

При организации обучения должны быть созданы условия для реализации соответствующих программ, при введении нового вида деятельности, должны быть предусмотрены места для проведения учебной и производственной практики.

При формировании условий реализации программы, в том числе необходимо предусмотреть возможность обучения лиц с ОВЗ и инвалидов и обеспечить доступность образовательной организации.

Часть программы ДПО может реализовываться с применение дистанционных технологий и электронного обучения.

Для организации обучения должен быть разработан пакет нормативных актов, включающий заявления обучающихся на поступление на программы ДПО, акты о приеме в образовательную организацию, о перезачете освоенных в рамках основной программы элементов, о допуске к итоговой аттестации, об отчислении и т.д..

8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ

Многофункциональный колледж должен обеспечить эффективность использования, имеющихся у него ресурсов, удовлетворить спрос на образовательные услуги по освоению квалификаций, востребованных на региональном рынке труда, обеспечить содержание программ соответствующего запросам работодателей.

Одним из инструментов для решения данной задачи является интеграция программ ДПО и СПО.

Реализация программ ДПО одновременно с программами СПО позволяет оперативно реагировать на запросы рынка труда и даже выстраивать индивидуальные образовательные траектории для групп обучающихся, что повышает гибкость реализуемых программ, позволяя дополнять набор осваиваемых компетенций, новыми, востребованными у конкретного работодателя.

При этом интеграция программ позволяет достичь тех же результатов при меньших затратах на реализацию данной программы, так как интеграция программ позволяет исключить дублирование материала. Сокращение затрат приводит к удешевлению данной услуги при сохранении качества, что делает данную программу более привлекательной для обучающихся.

Таким образом, основными ожидаемыми результатами реализации интегрированных программ являются:

- достижение выпускниками программ СПО квалификации, удовлетворяющей региональный рынок труда и конкретного работодателя;

- повышение привлекательности реализуемых программ;

- гарантированного трудоустройства выпускников колледжей;

- эффективное использование образовательных ресурсов.