Законодательство и правоприменение


Организация получения образования, промежуточные и итоговые аттестации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОПРЯЖЕНИЯ
УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Методические рекомендации по обеспечению преемственности основных образовательных программ общего и профессионального образования и обеспечению сопряжения учебных планов в многофункциональном колледже разработаны в рамках реализации проекта: «Разработка концепции многофункциональных колледжей, в том числе межрегиональных, с учетом мнения экспертного сообщества и опыта субъектов Российской Федерации» для обеспечения эффективности работы профессиональных образовательных организаций.

Данные рекомендации предназначены для профессиональных образовательных организаций с целью методического сопровождения создания и организации деятельности многофункциональных колледжей. Рекомендации содержат основные подходы к сопряжению программ общего и профессионального образования, путем обеспечения опережающего освоения на уровне общего образования элементов программ среднего профессионального образования, в том числе за счет использования времени вариативной части и перезачет освоенных элементов при формировании индивидуального учебного плана на уровне среднего профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие положения

2. Нормативные основания

3. Термины и определения

4. Основные направления сопряжения

5. Комплексная интеграция

6. Содержательная интеграция программ общего и профессионального образования

7. Разработка локальных актов по реализации сопряженных программ

8. Ожидаемые эффекты

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня система среднего профессионального образования находится на этапе новой фазы эволюционного развития. Происходит обновление системы подготовки кадров среднего звена, направленное на интенсификацию и повышение качества подготовки кадров, а также на расширение поля профессиональной деятельности и обеспечение гибкости образовательных траекторий, внедрение новых форматов оценки с применением процедур демонстрационного экзамена как инструмента объективной оценки профессиональных функций. Важным аспектом становится оптимизация сроков обучения в сторону сокращения времени реализации образовательных программ с целью интенсификации подготовки кадров для рынка труда.

Государственная политика в области стратегического развития Российской Федерации основана на инновационном пути преобразований, направленном на построение эффективной экономики, для которой необходимо наличие квалифицированных кадров, соответствующих текущим и стратегическим кадровым потребностям отраслей экономики.

В рамках реализуемого проекта была разработана «Концепция создания многофункциональных колледжей», где были выделены приоритетные задачи развития многофункциональных колледжей.

В настоящее время в региональных системах среднего профессионального образования в той или иной мере на первый план выдвигаются элементы многофункциональности, которые предназначены для реализации единых задач повышения качества подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена.

Оценка спроса на образовательные программы расширяет границы представлений о профессиональной образовательной организации, формирует понятие многофункциональности колледжа в разрезе охвата основными и дополнительными профессиональными образовательными программами различных категорий населения, что позволяет повысить привлекательность среднего профессионального образования, повысить территориальную эффективность функционирования профессиональной образовательной организации.

Именно поэтому, важным направлением деятельности многофункционального колледжа становится сопряжение программ общего образования и программ среднего профессионального образования.

После окончания школы выпускники, как правило, продолжают свое обучение на разных уровнях профессионального образования, в частности бывшие школьники поступают в профессиональные образовательные организации – колледжи (техникумы), которые реализуют основные программы среднего профессионального образования по профессиям и специальностям.

Преемственность образовательных программ может обеспечиваться в нескольких направлениях. Первое направление, по которому может осуществляться корреляция (сопряжение) образовательных программ – это единство терминологии, второе направление – целевая направленность и частичное единство результатов, третье направление – содержательное.

Если сравнить тексты федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего общего образования и среднего профессионального образования (далее – СПО), то можно увидеть, что овладение студентами колледжа общими компетенциями – это развитие тех метапредметных результатов, которых учащиеся достигли по окончанию среднего общего образования. Например, по результатам освоения образовательной программы среднего общего образования учащийся должен овладеть компетенцией по использованию средств информационных и коммуникационных технологий, по окончанию колледжа от специалиста среднего звена требуется использовать данные технологии в профессиональной деятельности. Можно предположить, что метапредметные результаты, полученные по результатам обучения по программам общего образования преобразовываются в общие компетенции специалиста среднего звена.

Поскольку многофункциональный колледж, это организация, ориентированная на развитие и эффективное использование имеющихся ресурсов, то использование интеграции программ среднего профессионального образования и общеобразовательных программ является для них одной из возможных точек роста.

Могут быть выделены три основных направления сопряжения программ общего и среднего профессионального образования с разной степенью интеграции:

  1. для колледжей, реализующих отдельно от программ среднего профессионального образования, программы основного общего образования и среднего общего образования – это комплексная интеграция;

  2. для колледжей, реализующих программы среднего общего образования в структуре программы СПО – это содержательная профильная интеграция;

  3. для колледжей, тесно взаимодействующих с общеобразовательными организациями – это индивидуальная интеграция результатов.

Порядок организации мероприятий по реализации этих трех направлений рассматриваются в данных методических рекомендациях.

Обеспечение преемственности как базового механизма непрерывного образования позволяет обучающимся не только усвоить систему знаний и определенных умений, но и поможет обеспечить социализацию личности обучающегося.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по обеспечению преемственности основных образовательных программ общего и профессионального образования и обеспечению сопряжения учебных планов в многофункциональном колледже (далее – Методические рекомендации) предназначены для организаций среднего профессионального образования позиционирующих себя в качестве многофункциональных колледжей, ориентированных на формирование траекторий непрерывного профессионального образования, предусматривающего раннюю профилизацию, учет образовательных потребностей и сокращение сроков освоения программ путем перезачета освоенных ранее дидактических единиц и пройденных практик.

Методические рекомендации будут полезны управленческим кадрам и методистам профессиональных образовательных организаций при формировании интегрированных образовательных траекторий и разработке эффективных индивидуальных учебных планов, обеспечивающих сопряжение программ общего и профессионального образования.

2. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Нормативным и методическим основанием для разработки данных рекомендаций являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по профессиям и специальностям;

  • Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

  • Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Минобрнауки России, от 17 февраля 2014 г. № 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования».

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Многофункциональный колледж не является отдельным типом образовательной организации, это не правовой статус профессиональной образовательной организации, влекущий за собой целый набор формальных признаков, имеющих правовые последствия.

Многофункциональный колледж – это набор характеристик, позволяющий выделить из всего массива профессиональных образовательных организаций группу, отвечающую определенным признакам. Совокупность данных характеристик может рассматриваться как целевая модель стратегического развития для других профессиональных образовательных организаций.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Эффективный индивидуальный учебный план – индивидуальный учебный план направленный не только на учет особенностей и образовательных потребностей обучающегося, но и обеспечивающих эффективность образовательного процесса в колледже, в том числе: внедрение электронного обучения, дистанционных технологий, ведение проектной деятельности, передача части программы на самостоятельное изучение, сокращение сроков освоения программ и достижение дополнительных результатов.

Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Сопряжение программ – выстраивание единой (интегрированной) образовательной траектории, обеспечивающей опережающее освоение элементов программ среднего профессионального образования в программах общего образования с последующим учетом освоенных на предыдущем уровне результатов.

ФГОС – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОПРЯЖЕНИЯ

При сопряжении программ возможно три механизма (способа) сопряжения содержания.

- формирование профессиональных профилей программ основного общего и среднего общего образования, реализуемых в качестве самостоятельных образовательных программ, сопряженных с последующим освоением выпускниками программ СПО;

- формирование сквозного содержания учебных курсов, предметов, дисциплин, обеспечивающих получение студентами среднего общего образования в пределах программ СПО, которые одновременно формируют общие компетенции, предусмотренные ФГОС СПО;

- формирование вариативного содержания программ СПО, ориентированного на студентов, освоивших профильные программы общего образования.

При выстраивании сопряженной образовательной программы, обеспечивающей получение результатов ФГОС среднего общего и ФГОС среднего профессионального образования, необходимо определить возможности сопряжения указанных результатов.

Основными направлениями могут быть определены:

- комплексная интеграция, предусматривающая как опережающее освоение элементов программы СПО на уровне  основного и среднего общего образования, так и опережающее освоение в рамках освоения среднего общего образования в структуре СПО общих и профессиональных компетенций по профессии и специальности, так и интеграция элементов программы среднего общего образования в программы СПО;

- содержательная интеграция, проводимая в рамках реализации ФГОС среднего общего образования в структуре СПО.

Выбранное направление интеграции программ общего и профессионального образования закрепляются локальным нормативным актом.

Каждое из предложенных направлений требует организации методической работы по ряду направлений.

Комплексная интеграция требует:

- пересмотра учебных планов основного общего и/или среднего общего реализуемых в общеобразовательных подразделениях, с целью сопряжения программы СПО и общего образования и выстраивания единой непрерывной траектории;

- формирование сопряженного учебного плана, в случае реализации программы СПО с одновременным получением среднего общего образования, обеспечивающего качественное среднее общее образование путем формирования интегрированных учебных дисциплин направленных на одновременное освоение элементов программы среднего общего образования,  и СПО, а также направленных на одновременное формирование личностных и метапредметных результатов среднего общего образования  и общих компетенций СПО;

- разработку эффективного (индивидуального) учебного плана, обеспечивающего учет освоенных ранее элементов для реализации программы СПО.

Содержательная интеграция предусматривает:

- формирование сопряженного учебного плана обеспечивающего всестороннюю интеграцию среднего общего и СПО, реализуемых в профессиональных образовательных организациях;

- разработку эффективного (индивидуального) учебного плана, обеспечивающего учет освоенных ранее элементов для реализации программы СПО.

5. КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Комплексная интеграция программ возможна для образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию программ основного общего образования, среднего общего образования и СПО.

Целью комплексной интеграции является опережающее освоение элементов программы СПО на уровне основного и среднего общего образования и перезачет, освоенных ранее результатов при поступлении на программы СПО для повышения эффективности использования образовательных ресурсов. При этом эффективность использования образовательных ресурсов может повышаться и за счет сокращения сроков освоения программы СПО, и за счет освоения дополнительных компетенций, обозначенных рынком труда.

В результате комплексной интеграции изменения подразумеваются и на уровне общего образования, и на уровне СПО.

Для комплексной интеграции необходимо проанализировать содержание программ СПО и программ общего образования и выявить элементы программы, освоение которых возможно в рамках программ общего образования.

Если набор на программы СПО осуществляется на базе основного общего образования, то первая ступень интеграции проходит на уровне основного общего образования. Следовательно, сравнительный анализ проводится программ основного общего образования, среднего общего и СПО. Наличие в программе компонента, формируемого участниками образовательного процесса, позволяет включить в программу, в том числе, элементы программ СПО (на уровне среднего общего образования данный компонент составляет 40%).

Второй ступенью интеграции будет программа среднего общего образования, реализуемая в структуре программы СПО. Данная программа имеет профильный характер и для специальностей по объему значительно отличается от программы общеобразовательной школы.  Для обеспечения качества общеобразовательной подготовки по специальности необходимо максимально интегрировать программу среднего общего образования с дисциплинами ОГСЭ и ЕН, а в каких-то случаях и с дисциплинами общепрофессионального цикла, обеспечив достижение результатов, обозначенных в ФГОС. При этом в рамках программ общеобразовательного цикла могут быть сформированы ряд общих компетенций по программе СПО.

Для программ по профессиям СПО, где на освоение программы среднего общего образования добавляется 2952 часа, нет необходимости интегрировать содержание общеобразовательных программ предметов в дисциплины программ СПО по профессии, так как объем нагрузки, добавляемый на освоение программ, превышает нагрузку по ФГОС среднего общего образования на освоение данной программы, а значит общеобразовательная составляющая и так может быть выполнена в полном объеме. Можно было бы интегрировать данные результаты предметов в дисциплины только с целью сокращения сроков освоения программы СПО, но такой возможности нет, так как в программах по профессиям отсутствует дисциплины ОГСЭ и ЕН, а количество дисциплин общепрофессионального цикла (при сроке освоения программы СПО 10 месяцев)  невелико и составляет 180 часов.

Методологической основой, объединяющей ФГОС общего образования и СПО, являются вопросы формирования общих компетенций, которые в современных условиях становятся важным аспектом осуществления преемственности основных образовательных программ общего образования и СПО. Как показывает сравнительный анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС СОО и общих компетенций СПО, общие компетенции, формируемые в СПО, являются развитием личностных и метапредметных результатов освоения программ среднего общего образования (Таблица 1).

Таблица 1

Преемственность личностных, метапредметных и предметных требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и общих компетенций как требований к результатам освоения программ СПО

Общие компетенции как требования к результатам освоения программ СПО

Личностные, метапредметные и предметные требованиями к результатам освоения общеобразовательной программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике;

Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности;

Применение в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Способность ставить цели и строить жизненные планы;

Владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

 

Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности; Владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

способность ставить цели и строить жизненные планы;

Способность к построению индивидуальной образовательной траектории

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Самостоятельность в организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Владение навыками социальной деятельности;

Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

Сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,

способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Предъявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

Предъявлять гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Иметь нравственное сознание и предъявлять поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Сформированность экологической культуры

Готовность к служению Отечеству, его защите;

Навык оказания первой медицинской помощи;

Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

Опыт эколого-направленной деятельности;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Физическая культура» умения, специфические для данной предметной области,

Освоенные специфические для данной предметной области виды деятельности

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику спорта;

 Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Информатика» умения, специфические для данной предметной области

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Предметные результаты (Иностранный язык)

 

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Предметные результаты (Экономика, право, обществознание)

 

Основу для формирования общих компетенций в СПО составляют личностные результаты программы среднего общего образования, которые в дальнейшем, через наиболее востребованные качества, черты характера, отношение к труду, выполняемой деятельности и окружающим людям обеспечивают реализацию каждой профессиональной компетенции.

То есть, формирование общих компетенций может быть частично перенесено в дисциплины общеобразовательного цикла и в мероприятия, направленные на формирование метапредметных и личностных результатов по программе среднего общего образования, что позволит комплексно формировать общие компетенции по программе СПО. Особенно это актуально при реализации программы общего образования в структуре программ СПО, так как в этом случае программа общего образования имеет ярко выраженную профильную направленность. Что обеспечивает возможность изучения данных результатов в ракурсе освоения профессии (специальности) СПО.

Для проверки уровня сформированности общих компетенций должны быть разработаны оценочные средства, которые позволят оценить степень сформированности набора общих компетенций на выходе программы среднего общего образования при переходе на программы СПО и на выходе программы.

Интеграция на втором этапе приведет к изменению структуры общеобразовательного цикла по специальности, так как часть результатов программы будут достигаться в программах учебных дисциплин по специальности СПО. В этом случае, целесообразнее освоение программы среднего общего образования распределить на два курса, предусмотрев параллельное освоение учебных дисциплин программы СПО, в которых осваиваются результаты общего образования.

Для профессий количество часов, отводимое на освоение общеобразовательных дисциплин, составляет: 2052 часа, 108 часов на промежуточную аттестацию и 36 на итоговую. Оставшиеся от 2952 часов 756 часов могут распределяться образовательной организацией самостоятельно.  Это дает возможность усилить профильную составляющую программ общего образования и предусмотреть опережающее освоение отдельных элементов программы СПО. Использование 756 часов, включающих 36 часов промежуточной аттестации, должно найти отражение в структуре образовательной программы, отражаемой в учебном плане, где указываются элементы программы, которые осваиваются в опережающем режиме.

На третьем этапе в момент перехода к изучению профессиональной составляющей, от обучающегося принимается заявление с просьбой о переводе его на индивидуальный учебный план, обеспечивающий учет освоенных ранее результатов (в случае наличия таких результатов).

Образовательная организация должна разработать локальный нормативный акт о порядке перезачета освоенных ранее результатов. Поскольку освоение программ велось в одной и той же организации, то провести содержательный анализ и сопоставление предметов, курсов, модулей, дисциплин и т.д. не составит труда.

При перезачете результатов ранее освоенных предметов, курсов, модулей, дисциплин и т.д. сравниваются дидактические единицы освоенных ранее программ и программа по профессии (специальности) СПО. При необходимости могут проводиться оценочные мероприятия для подтверждения уровня достигнутых результатов.

Далее оформляется решение об объеме нагрузки по перезачтеной части образовательной программы, а также разрабатывается индивидуальный учебный план для освоения программы СПО, который доводится до сведения обучающегося.

Индивидуальный учебный план может предусматривать сокращенный срок освоения программы, так как часть программы освоена ранее. Также такой план может предусматривать освоение дополнительных компетенций.

Разрабатывается учебный график так, чтобы перезачтенные элементы, либо сокращали срок освоения программы, либо позволяли дополнить программу новыми результатами, востребованными на рынке труда.

6. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержательная интеграция программ применима для организаций, реализующих программы СПО для лиц, имеющих основное общее образование с одновременным получением среднего общего образования.

Целью содержательной интеграции является формирование профильной общеобразовательной программы, встроенной в элементы программы СПО, для повышения эффективности подготовки по конкретной профессии (специальности).

В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в случае получения СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы СПО, образовательная программа СПО разрабатывается на основе требований соответствующих ФГОС среднего общего и СПО с учетом получаемой профессии или специальности СПО.

При формировании программы, включающей освоение результатов программы среднего общего образования, образовательная организация вправе выстроить содержание программы СПО, интегрирующее в программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и модулей результаты родственных программ среднего общего образования отнесенных к данному профилю.

Для выстраивания интегрированной программы образовательная организация на первом этапе должна определить профиль, который наиболее точно обеспечивает необходимую для освоения профессии (специальности) общеобразовательный минимум.

ФГОС СОО предусматривает, что на втором этапе разрабатывается структура общеобразовательного цикла для конкретного профиля. При этом в состав дисциплин программы среднего общего образования входят 11 (12) дисциплин. Из них 8 дисциплин являются обязательными, кроме того из каждой предметной области должна быть хотя бы одна дисциплина (это прибавляет, как минимум Родной язык и (или) Родную литературу) при этом 3-4 дисциплины изучаются на углубленном (профильном) уровне (при определении набора профильных дисциплин могут быть выбраны и дисциплины из обязательного перечня) и еще могут быть введены дисциплины предлагаемые образовательной организацией.

На основе сформированной программы среднего общего образования, позволяющей наиболее эффективно освоить программу СПО, образовательная организация формирует структуру и содержание общеобразовательного цикла и формирует перечень мероприятий по формированию личностных и метапредметных результатов.

При выстраивании структуры программы следует исходить из возможностей программы СПО. Если это специальность и на общеобразовательную часть программы предусмотрено 1476 часов, то необходимо предусмотреть учебные дисциплины, в рамках которых будут осваиваться все предметные результаты, предусмотренные по сформированной программе. При этом нужно помнить что в СПО есть ряд дисциплин родственных с дисциплинами общего образования, это дисциплины ОГСЭ (не менее 432 часа) и дисциплины ЕН (не менее 180 часов), в которые могут быть частично включено освоение результатов программ среднего общего образования.

По остальным предметам вводятся дисциплины общеобразовательного цикла.

В качестве обязательных в общеобразовательном цикле должны быть дисциплины, по которым ФГОС СОО предусматривает проведение экзамена: Русский язык, Математика, Иностранный язык.

В случае включения в дисциплины общего образования программ позволяющих осваивать элементы программы СПО в опережающем режиме (например, по профессии СПО при реализации  дополнительных 720 часов), должен быть оформлен локальный акт, указывающий на какие элементы будет перераспределена данная нагрузка и какие дополнительные результаты будут достигнуты в рамках этих часов.

Таким образом, содержательная интеграция программ общего и профессионального образования позволит повысить качество общего образования, получаемого на базе профессиональной образовательной организации в рамках программы СПО.

7. РАЗРАБОТКА ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОПРЯЖЕННЫХ ПРОГРАММ

Реализация программ, предусматривающих сопряжение программ основного и среднего общего образования и программ СПО, требует со стороны образовательной организации разработки и утверждения локальных нормативных актов: учебных планов (индивидуальных учебных планов и графиков освоения программы), порядка перезачета освоенных ранее результатов, порядка сопряжения программ общего и профессионального образования и др.

При оформлении диплома о СПО объем образовательной нагрузки указывается, как в утвержденной основной образовательной программе для очного обучения для соответствующей базы приема.

8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ

Интеграция общего и профессионального образования:

- позволит повысить эффективность использования образовательных ресурсов, так как предполагает задействовать ресурсы системы СПО для реализации элементов программ среднего общего образования;

- обеспечит раннюю профилизацию обучающихся по общеобразовательным программам;

- позволит сократить сроки освоения программ СПО, или обеспечить достижение дополнительных результатов в рамках реализуемой программы;

- позволит повысить мотивацию обучающихся при освоении программ СПО;

- даст возможность обеспечить качество получаемого студентами среднего общего образования в пределах программ СПО;

- обеспечит расширение использования сетевой формы реализации образовательных программ;

- позволит выстроить непрерывные образовательные траектории;

- позволит внедрить индивидуальные учебные планы учитывающие специальные потребности обучающихся.