Законодательство и правоприменение


Права и обязанности обучающихся. Стипендии и меры социальной поддержки

О ПОВЫШЕНИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Письмо Министерства образования  и науки Российской Федерации
от 6 мая 2016 г. № ВК-950/09

В целях совершенствования механизмов поддержки социально незащищенных категорий обучающихся Минобрнауки России обращает внимание руководителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на следующие аспекты материальной поддержки обучающихся.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) установлены различные меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе в виде стипендий, материальной поддержки и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании.

Частью 15 статьи 36 Закона установлено, что профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда (минимальные нормативы стипендиального обеспечения по категориям обучающихся на 2016 год приведены в письме Минобрнауки России от 22 января 2016 г. № 09-99 "О стипендиальном обеспечении обучающихся").

В той же части Закона указано, что материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Во исполнение пункта 10.1 согласованного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 31 августа 2012 г. Плана-графика выполнения задач в сфере образования и науки, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и перечнем поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798 Минобрнауки России регулярно проводит мониторинг стипендиального обеспечения обучающихся образовательных организаций высшего образования (далее - Мониторинг), включающий в том числе и вопросы материальной поддержки.

Мониторинг показывает, что образовательные организации не в полной мере используют выделяемые средства на материальную поддержку, в ряде случаев отсутствует понятная и (или) "прозрачная" система ее оказания, отсутствует необходимая информация на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет". Кроме того, выявлено, что в отдельных образовательных организациях к вопросам определения нуждающихся в материальной помощи не привлекаются советы обучающихся и профсоюзные организации обучающихся.

С целью недопущения снижения социальной поддержки обучающихся, повышения ее уровня, адресности, качества и эффективности, основываясь на принципах открытости и прозрачности принимаемых решений, Минобрнауки России обращает внимание руководителей образовательных организаций высшего образования на обязательность исключительно целевого расходования указанных средств, обновления и (или) формирования соответствующих локальных нормативных актов, с обязательным привлечением советов обучающихся и профсоюзных организаций обучающихся.

Указанные акты должны содержать последовательный и понятный для обучающихся порядок оказания материальной поддержки, сроки рассмотрения обращений обучающихся, перечень документов, необходимых для ее получения.

Кроме того, Минобрнауки России полагает целесообразным определить перечень наиболее часто встречающихся оснований (причин), по которым оказывается материальная поддержка, при этом указанный перечень не может быть закреплен как исчерпывающий, так как при определении получателей материальной помощи необходим индивидуальный подход с рассмотрением конкретной трудной жизненной ситуации, в которой находится обучающийся, с участием в указанной процедуре советов обучающихся и профсоюзных организаций обучающихся.

При определении нуждаемости обучающегося необходимо рассматривать причины, относящиеся напрямую к жизненной ситуации, в которой оказался студент, обстоятельствам, которые ухудшают его условия жизнедеятельности и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Материальная поддержка оказывается в виде финансовой выплаты и не может быть переведена безналичным способом на какие-либо счета, кроме как на счет обучающегося, получающего данную поддержку.

Кроме того, в соответствии с частью 16 статьи 36 Закона предусмотрено, что образовательные организации вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся, что может быть использовано в целях дополнительной поддержки обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с полным возмещением затрат на свое обучение.

Указанные нормативные акты, а также дополнительная информация о порядке получения материальной поддержки должны быть доведены до обучающихся образовательной организации, в том числе через официальный сайт образовательной организации в сети "Интернет".

В.Ш.КАГАНОВ